Образовательная практика, поддерживающая взросление

И.Д. Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор

Аннотация. В статье кратко рассматривается вопрос конструирования специальных образовательных практик, которые бы могли сопровождать процесс взросления учеников. Ответ на этот вопрос автор ищет в ряде эмпирических исследований, позволяющих понять, какой смысл имеет понятие «взросления» для детей и подростков. В заключение делается вывод о том, что современные образовательные системы редко позволяют обучающимся проявлять себя как взрослых, что требует изменений и проектирования специальных механизмов, дающих возможность детям, подросткам и студентам проявлять свою инициативу и ответственность.

Ключевые слова: взросление, образовательные траектории, профессиональные траектории, образовательное пространство.