Динамика расходов семей на дошкольное образование, присмотр и уход

И.В. Абанкина, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ФИРО, кандидат экономических наук

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В статье представлены оценки расходов семей на дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу, полученные на основе данных мониторинга экономики образования, проведенного в 2015 г. НИУ Высшая школа экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Основное внимание уделено сопоставлению родительской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах. Глубокая дифференциация расходов семей порождает неравенство доступа к дошкольному образованию, услугам по присмотру и уходу, особенно на этапе раннего развития. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Это отражает рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.

Ключевые слова: дошкольное образование, присмотр и уход, компенсация родительской платы, дополнительные занятия.