Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея культуры

М.С. Гусельцева, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО

Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея культуры

Аннотация. Рубеж ХХ–ХХI вв. стал временем осознания значимости роли культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, ориентацией в деятельности не на прагматизм, а на достоинство и самоценность творчества. Данная статья открывает серию публикаций о феномене культуры в качестве многомерной и многослойной реальности; о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В рамках предложенного контекста также обсуждаются идеи модернизации, множественных модерностей и гуманизации образования.

Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, идея культуры, позитивная социализация, образы будущего, постматериалистические ценности, модернизация образования.