Учебно-методические объединения СПО: программа на завтра

В.И. Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО, доктор педагогических наук, профессор

А.Т. Глазунов, главный научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО, доктор педагогических наук, профессор

Аннотация. Статья посвящена новому механизму методической интеграции в профобразовании – учебно-методическим объединениям (УМО) среднего профессионального образования (СПО). Раскрыты история их создания, функции и механизмы взаимодействия УМО в регионах с колледжами, системой WorldSkills, центрами квалификаций. Вскрывается ряд серьезных проблем, которые оказались неспособны решить УМО, действовавшие до 2015 г.

Обозначены полномочия советов по профессиональным квалификациям, которые являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, решают задачи формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

Рассматриваются различные направления деятельности УМО СПО, а также задачи, решения которых в последние годы потребовали от УМО модернизация профессионального образования РФ, разработка и внедрение стандартов начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), проектирование и развитие общественно-государственных моделей развития профобразования, внедрение ЕГЭ, формирование экспертов для систем профобразования, внедрение эффективных образовательных технологий в условиях создания ресурсных центров, оценка эффектов и рисков введенного нормативного финансирования, создание банков современных образовательных программ, соответствующих новым стандартам, развитие систем дополнительного образования в регионах и на межрегиональном уровне. Обсуждаются вопросы повышения работоспособности УМО СПО. Представлена модель сетевого взаимодействия УМО СПО.

Ключевые слова: учебно-методическое объединение, профессиональное образование, кадровые ресурсы.