Условия техносферного развития дополнительного образования детей

А.В. Золотарёва, ректор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор

 

Аннотация. Цель статьи – раскрыть авторский взгляд на понятие «техносфера» применительно к организации образования, показать результаты исследования условий развития техносферы дополнительного образования детей. Использованы методы теоретического и эмпирического анализа состояния проблемы развития техносферы, метод моделирования техносферы. Показаны результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы в историческом, философском, культурологическом, социальном и научно-техническом аспектах. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого изучалось состояние общеобразовательных программ дополнительного образования детей в требованиях реализации техносферы, а также результаты моделирования техносферы дополнительного образования детей. Проанализировано понятие «техносфера образовательного учреждения». Показаны особенности техносферы как сферы техники и как сферы деятельности человека. Раскрыты структура техносферы, включающая материальные орудия и технику, совокупность технологий организации деятельности и технологий формирования качеств человека как продукта и субъекта техносферы, а также качества человека, отвечающие требованиям технического и технологического развития современной цивилизации. Описано содержание техносферы дополнительного образования детей и содержание образования в условиях техносферы. Предложена система ресурсного обеспечения техносферы, состоящая из технических, технологических, научно-методических, кадровых, информационных ресурсов. Выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы разработки и реализации программ дополнительного образования детей в условиях техносферы. Раскрыты условия техносферного развития дополнительного образования детей: исследование социального заказа, запроса регионального рынка труда, государственно-общественных потребностей на создание программ дополнительного образования детей, формирование региональной инфраструктуры учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей, организация сетевого взаимодействия образовательных организаций разных направленностей, ведомственной принадлежности, форм собственности в рамках развития техносферы дополнительного образования детей.

 

Ключевые слова: дополнительное образование детей, техносфера, техносферное развитие, общеобразовательная программа, система ресурсного обеспечения, социальный заказ, заказ рынка труда, инфраструктура образования, сетевое взаимодействие образовательных организаций.