Университеты и рынок повышения квалификации учителей

В.А. Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, академик РАО

И.М. Реморенко. ректор Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

 

М.М. Шалашова, директор Института дополнительного образования Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент

 

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы реализации дополнительных профессиональных программ в условиях изменения нормативно-правовой базы и перехода на подушевое финансирование системы повышения квалификации педагогических работников. Цель статьи заключается в раскрытии современных подходов к разработке и реализации программ повышения квалификации педагогических работников, отвечающих новым задачам российского образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональный стандарт «педагог». Представлены методология и технологии разработки и реализации современных программ повышения квалификации, отвечающих вызовам времени, которые успешно апробированы в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). В основе статьи лежат данные социологического опроса педагогов, которое проводилось специалистами МГПУ, анализа сложившейся практики реализации дополнительного профессионального образования в столице и регионах РФ. При подготовке материалов статьи использовались методы анкетирования, изучения передового опыта, педагогический эксперимент и статистический анализ полученных данных. В статье показан опыт проектирования программ повышения квалификации, способствующих совершенствованию трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта «педагог». Новизна и практическая значимость предлагаемых решений состоят в представлении новых моделей профессионального развития педагогов (обучение школьных команд), технологий разработки и реализации дополнительных профессиональных программ с учетом актуальных требований к педагогу и условиям достижения образовательных результатов обучающихся.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, подушевое финансирование, направления развития системы повышения квалификации педагогов, модели и траектории профессионального развития педагогических работников.