Трудности детей-сирот в образовательном пространстве

Г.Н. Соломатина, зав. кафедрой специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», кандидат педагогических наук, доцент

Л.В. Суменко, доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», кандидат педагогических наук

Аннотация. Статья посвящена одной из остроактуальных проблем – образовательным трудностям детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающих семей. Являясь особой категорией, дети-сироты имеют выраженные особенности психического и личностного развития, оказывающие влияние на адаптацию в детских (особенно школьных) коллективах, и представляют собой группу риска по девиантному поведению. Трудности, возникающие в процессе обучения детей-сирот, только начали обозначаться в научной литературе. Среди проблем школьного обучения детей-сирот в литературе выделяются главным образом неготовность педагогов работать с этим контингентом, а также отсутствие согласованных действий между учителем, администрацией школы и органами опеки и попечительства. Авторы выделяют следующие основные образовательные трудности детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи: отсутствие качественной дошкольной подготовки; психологические особенности, препятствующие успешному обучению; неконструктивное взаимодействие учителей с приемным ребенком без учета специфики его развития и психологических особенностей; отсутствие психолого-педагогических знаний у замещающих родителей. Выделенные в статье образовательные трудности приемного ребенка отражаются на успешности его обучения, а также создают негативный образ проблемного ребенка в детских коллективах.

Авторами обозначены некоторые пути решения этих проблем, которые могут снизить социальные риски детей-сирот: создание в каждом органе опеки единой базы по учету школ, где обучаются приемные дети; мониторинг факторов благоприятного/неблагоприятного обучения приемного ребенка; обязательное обучение педагогов, работающих с приемными детьми; предоставление дополнительного образовательного ресурса приемному ребенку школой для ликвидации пробелов обучения; вовлечение представителей органов опеки в реальные проблемы и в оказание реальной помощи в трудных ситуациях; создание комплекса мероприятий по включению приемных детей в активную социально значимую деятельность. Обоснована необходимость привлечения представителей органов опеки к конструктивному разрешению проблем приемного ребенка и приемной семьи и к оказанию им реальной помощи в трудных ситуациях.

Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, приемный ребенок, трудности обучения, образовательное пространство.