Становление метода музыкального движения: от свободного танца к свободному действию

А.М. Айламазьян, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра музыкально-пластического развития «Гептахор» имени С.Д. Рудневой, педагог музыкального движения и постановщик музыкально-пластических спектаклей, кандидат психологических наук

Аннотация. Рассматривается история становления метода музыкального движения как развития определенных идей, поиска ответа на вопрос о том, возможно ли обучение импровизационному танцу. Первый шаг в этом направлении был сделан Айседорой Дункан. Она заложила основы техники и сформулировала принципы свободного танца. Ее идеи восприняли и развили участницы студии «Гептахор» (1914–1934 гг., Санкт-Петербург). В ходе их работы постепенно складывается система музыкального движения как метода эстетического воспитания и развития личности. В ней акцентируется внимание на условиях порождения свободного движения в ответ на музыку, таких как: 1) создание смысловой основы движения; 2) варьирование степени неопределенности при постановке музыкально-двигательной задачи в упражнениях; 3) использование техники, увеличивающей степени свободы движения и направленной на регуляцию мышечного тонуса.

 

Ключевые слова: свободный танец, музыкальное движение, кинестетические ощущения, мышечное чувство, живое движение, спонтанное движение, смысловая основа действия, импровизация, интонация, степени свободы движения, теория построения движений, неопределенность.