Стандарт социального качества общего образования: опыт разработки и внедрения

В.А. Ясвин, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», руководитель федеральной инновационной площадки «Формирование региональных профессиональных экспертных сообществ для гуманитарной экспертизы и педагогического проектирования личностно развивающих социально-образовательных сред», доктор психологических наук, профессор

Аннотация. Представлен проект концепции Московского стандарта качества образования как инновационного механизма государственно-общественного управления социальным качеством системы образования. Стандарт представляет собой эталон (норматив, ориентир) организации условий и возможностей обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также ожидаемого уровня результатов образовательной деятельности. Назначением Стандарта является определение приоритетов и стратегических ориентиров организации и развития образовательной деятельности в системе общего образования. Стандарт носит социальный характер, поскольку устанавливает основные параметры и критерии оценки социального качества образовательной деятельности, не дублируя при этом Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и другие нормативные положения, регламентирующие образовательную деятельность, а расширяя сферу ее государственно-общественного регулирования.

Стандарт ориентирует общеобразовательные организации на более эффективное использование регионального социокультурного потенциала в процессе образовательной деятельности и опирается на следующие основополагающие методологические принципы: социальная направленность, гуманистическая направленность, универсальность, конструктивность, целостность, дифференцированность, открытость, объективность, добровольность сертификации, коллегиальность, динамичность.

Стандарт включает четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных блока: качество образовательных условий, качество образовательных возможностей, качество образовательных результатов и качество социальных результатов образования, – а также комплекс индикаторов и критериев качества общего образования, отражающих качество указанных структурных компонентов.

Основными инструментами реализации Стандарта являются мониторинг социального качества образования, сертификация качества образования, конкурсы социального качества образования.

Системным результатом реализации Стандарта должно стать понимание профессиональной и широкой общественностью качества образования как важнейшего компонента качества жизни. Если в настоящее время качество образования связывается преимущественно с качеством образовательных результатов и образовательных условий, то Стандарт включает в эту сферу также качество социальных результатов образования и образовательных возможностей, предоставляемых каждому учащемуся для его личностного развития и дальнейшего социально-профессионального самоопределения. Результаты реализации Стандарта носят социальный, социально-экономический и организационно-педагогический характер.

Ключевые слова: социальное качество образования, стандарт качества образования, государственно-общественное управление образованием, рейтинг школ, критерии, индикаторы, образовательные условия, образовательные возможности, социальные эффекты образования.