Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации

С.Н. Рыжиков, преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Аннотация. Статья раскрывает проблемы стратегического управления в профессиональном образовании. Необходимость такой работы обусловлена тем, что стратегическое управление в профессиональном образовании еще не принято рассматривать как один из способов разрешения проблем, но, поскольку деятельность профессиональной образовательной организации осуществляется в конкурентной среде, встала задача восполнить этот пробел.

Черты будущего профессиональной образовательной организации отражаются в стратегических планах. Документом, в котором представлены стратегические планы профессиональной образовательной организации, является программа развития, в которой ставятся цели и задачи на пять перспективных лет. Эффективным методом для составления этой программы в части выработки стратегий является SWOT-анализ. Ему предшествуют анализ внешней и внутренней среды. Недооценка важности стратегического управления в профессиональном образовании ведет к проблемам подготовки специалистов, влечет за собой серьезные социально-экономические последствия.

Цель исследования – распространение управленческого и педагогического опыта в части анализа деятельности и стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Стратегия научного поиска – методология исследования – обусловлена обоснованием стратегий, которые служат базой для составления «Программы развития профессиональной образовательной организации». В качестве методов исследования были выбраны PEST-анализ – инструмент исследования внешней среды, анализ внутренней среды, SWOT-анализ. Освоение методики SWOT-анализа менеджментом образовательной организации позволит лучше узнать внутренние проблемы образовательного учреждения и адекватно действовать, прогнозируя угрозы со стороны внешней среды.

Автором предложен нестандартный подход к диагностике работы профессиональной образовательной организации, обоснован взгляд на этот вопрос с точки зрения научных подходов и инструментов стратегического управления. Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к стратегическому управлению позволило сформулировать авторскую позицию по вопросам стратегического управления в профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, программа развития, внешняя среда, внутренняя среда, PEST-анализ, SWOT-анализ.