Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств

Н.В. Княгинина, аналитик Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ

Д.М. Янбарисова, младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ

Аннотация. Проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: в ходе конкурсных мероприятий, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, которые лишены навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми, а также работе с родителями и педагогическими работниками. Представлен ретроспективный анализ мер, которые Правительство Российской Федерации начиная с 1999 г. направляет на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее эту работу, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.

Ключевые слова: талантливая молодежь, одаренность, конкурс, стипендия, спецшкола.