О формировании перечней профессий и специальностей в период становления новой системы квалификаций

В.И. Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор

Е.Ю. Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Л.Н. Куртеева, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Б.А. Сазонов, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Аннотация. В статье раскрываются особенности описания квалификаций выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Для описания квалификаций выпускников СПО предлагаются альтернативные подходы, учитывающие сложившиеся традиции и новые аспекты, связанные с изменениями в нормативном регулировании рынка труда.

Цель. Разработка методологии актуализации перечней рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом наличия постоянно пополняемых реестров профессиональных стандартов и квалификаций.

Методология и методики исследования. Анализ ретроспективы трансформации определений термина «квалификация» в сопоставлении с современными представлениями о нем.

Результаты. Предложены рекомендации по описанию квалификаций при формировании обновленных перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования. Рекомендации учитывают, что на протяжении еще ряда лет будут действовать нормативные документы и общероссийские классификаторы, регулирующие сложившуюся систему квалификаций. В то же время нельзя игнорировать находящуюся в стадии
становления новую систему квалификаций. В статье предлагаются три альтернативных подхода описания квалификаций выпускников СПО в этой непростой ситуации. Для принятия окончательных решений результаты работы предполагается обсудить с привлечением представителей образовательного сообщества в лице учебно-методических объединений СПО и работодателей в лице Советов по профессиональным квалификациям.

Научная новизна. Предложенные рекомендации учитывают возрастающее влияние на рынок труда находящейся в стадии становления новой российской системы квалификаций.

Практическая значимость. Предложенные подходы будут способствовать установлению соответствия между квалификацией в системе образования и квалификацией, очевидной для рынка труда.

Ключевые слова: квалификация, национальная рамка квалификаций, профессия, профессиональный стан-
дарт, среднее профессиональное образование.