О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования

С.Ю. Степанов, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор психологических наук

П.А. Оржековский, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

Аннотация. Обсуждаются проблемы кольцевой детерминации негативных процессов в современном естественнонаучном образовании. Выделяются две альтернативные модели организации опыта обучения и познания – репродуктивная (обезличенная) и продуктивная (сотворческая). Первая – традиционная – является причиной появления в образовательной деятельности «порочного круга» – зацикленного воспроизводства процессов обучения по траектории снижающего качества. Альтернативу ей составляет продуктивная модель, которая позволяет наращивать качество естественнонаучного образования, выводя его в «спираль развития». В статье впервые описываются структурная и динамическая модели продуктивного (рефлексивно-сотворческого) развития познания в процессе обучения и определяются пути ее практической реализации.

Ключевые слова: детерминационное кольцо: «порочный круг» и «спираль развития», опыт познания, репродуктивная и продуктивная модели познания в обучении, стереотипы опыта, переосмысление, сотворчество, рефлексия: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, ситуативная, ретроспективная, перспективная, экзистенциальная.