Общество и образование: как они меняются местами

А.M. Цирульников, главный научный сотрудник ФИРО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Аннотация. Раскрываются феномены, лежащие в основе социокультурного подхода к развитию образования. Приводится описание образовательной экспедиции как социокультурной технологии, соединяющей логику жизне­деятельности в условиях незапрограммированного и непредсказуемого путешествия с традиционными и нетра­диционными формами научно-педагогического исследования и развития образования в местных сообществах. Обосновывается, что триада «эпос, путешествие, образовательная экспедиция» представляет собой одну из важ­нейших образовательных сред личностного развития. Показывается, что образы культуры, с которыми сталкивается движущийся в этих средах человек, не только являются своеобразными «маркерами», но и концентрируют в себе содержание образования и инструментарий его развития.

Ключевые слова: социокультурный подход к развитию образования, феномены, культурные практики, эпос, путешествие, образовательная экспедиция.