Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея модернизации

Гусельцева М.С.

Аннотация. Рубеж ХХ–ХХI вв. стал временем осознания значимости роли культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, ориентацией в
деятельности не на прагматизм, а на достоинство и самоценность творчества. Данная статья продолжает серию публикаций о феномене культуры в качестве многомерной и многослойной реальности; о неочевидной, но приоритетной
значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных
образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В рамках
предложенного контекста также обсуждаются идеи модернизации, множественных модерностей и гуманизации образования. В фокусе данной статьи – идея модернизации.

Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, антропологический поворот, постматериалистические ценности, идея культуры, культурная травма, модернизация образования.