Национальная система квалификаций России и перспективы развития преемственности общего и профессионального образования

В.И. Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор

Е.Ю. Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Л.Н. Куртеева, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

А.И. Сатдыков, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

И.С. Сергеев, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Аннотация. Статья посвящена проблемам преемственности общего и профессионального образования, его роли в процессе становления и функционирования национальной системы квалификаций. Особое внимание уделено фактам, характеризующим современный этап развития системы квалификаций в Российской Федерации. За каждым из этих фактов стоят определенные тенденции, которые могут оказать влияние на подходы к построению содержания и процесса общего образования и системы требований к его результатам и условиям.

Ключевые слова: система квалификаций, профессиональные стандарты, преемственность, конвергенция
профессий, общие компетенции, профессиональная подготовка, профессиональная компетенция, дидактиче-
ская логика, сетевое сообщество, синергетический эффект.