Насколько различаются регионы в странах ОЭСР по показателям образования

М.Л. Агранович, руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО, кандидат экономических наук

Ю.В. Ермачкова, старший научный сотрудник Центра мониторинга и статистики образования ФИРО

И.В. Селиверстова, заместитель руководителя Центра мониторинга и статистики образования ФИРО

Аннотация. В наше время образование и экономическое развитие тесно взаимосвязаны. Доступность и качество образования зависят от уровня благосостояния стран и территорий, а их инвестиционная привлекательность, уровень и темпы экономического роста – от человеческого капитала, который определяется уровнем образования населения и качеством этого образования. Субъекты Российской Федерации в высокой степени дифференцированы по социально-экономическим показателям, значительно, хотя и в меньшей степени, варьируют по регионам и показатели образования. Это создает угрозу увеличения межрегиональной дифференциации, роста средств, необходимых для поддержки депрессивных регионов. Данная проблема не уникально российская и проявляется в целом ряде стран. В 2016 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала исследование субнациональной дифференциации показателей образования. В этом исследовании помимо России приняли участие 17 стран, из которых наибольший интерес для сопоставительного анализа представляют для нас три – Бразилия, Канада и США. Результаты исследования дают возможность провести сравнительный анализ внутристрановых различий образования, попытаться понять, какие факторы определяют эти различия. При этом надо отметить, что обследование пока носит пилотный характер, и количество стран участниц, как и количество рассчитываемых показателей, не позволяет провести полноценный статистический факторный анализ.

В статье представлены первые результаты анализа вариации уровня образования населения и безработицы по уровням образования и по регионам, а также взаимосвязи этих показателей. Рассмотрены также внутристрановые различия в охвате образованием детей младших возрастов и финансировании образования. Сделана попытка выявить связь указанных показателей с социально-экономическими и демографическими характеристиками стран – участниц обследования. Обсуждается также методология самого обследования, формулируются предложения по его совершенствованию и развитию.

Ключевые слова: показатели образования, межрегиональная дифференциация, анализ вариации, международные сравнения.