Интерактивные методы обучения в малой группе (на примере преподавания речеведческих дисциплин)

П.-М.А. Гасанова, главный научный сотрудник Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования
Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доктор педагогических наук, профессор

Т.М. Буйских, кандидат филолологических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация. В статье рассматриваются способы организации продуктивного обучения в малых группах. Указывается, что реализация компетентностной парадигмы обучения возможна при использовании интерактивных методов. Кратко характеризуются модель, способствующая формированию необходимых компетенций в процессе изучения речеведческих дисциплин, ее основные стадии, реализующиеся через различные интерактивные приемы и методы обучения и, прежде всего, через обучение сообща. Обобщен опыт использования интерактивных методов обучения в малых группах: «Зигзаг» и «Карта концепции». Подчеркивается, что учебная цель при работе в малой группе достигается только путем осмысленной пошаговой реализации определенного интерактивного метода обучения. В статье делаются выводы: 1) интерактивные методы обучения в малой группе, реализующие модель обучения «вызов – осмысление содержание — размышление», позволяют сформировать у будущего специалиста необходимые компетенции; 2) объединенные единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, студенты активно контактируют друг с другом на занятии, развивая все виды речевой деятельности и их разновидности, приобретая навыки социально-психологической адаптации, создают специфический продукт группового взаимодействия, который не является суммой индивидуальных решений.

Ключевые слова: интерактивный метод, малая группа, модель обучения, вызов, осмысление содержания,
размышление, метод «Зигзаг», метод «Карта концепции».