Игры, в которые играют дети

Н.А. Пастернак, старший научный сотрудник ФИРО, доцент Московского медико-стоматологического университета

Аннотация. Обсуждаются увлечения подростков ролевыми играми в Интернете, участие в играх по мотивам аниме. Рассматривается проблема аниме-индустрии, которая может использовать детских персонажей как средство для создания атмосферы насилия, страха, ужаса. Автор рассказывает о том, как отражается увлеченность ролевыми играми по сюжетам аниме на психическом развитии подростка. Ставится вопрос о влиянии на поведение подростка в реальной жизни ролевых персонажей, на которых он фиксирован в игре.

Показывается, что увлеченность аниме часто свойственна думающим и рефлексирующим подросткам. Представляются материалы форума любителей аниме, ответы подростков на вопросы: «Что значит психиатрическая норма?», «Можете ли вы убить? Есть ли для вас так называемые плохие люди?», «Может ли аниме спровоцировать суицид?», «Что такое идеальная личность?», «В чем заключается смысл жизни?»

Ставится вопрос: «Почему подростки так любят аниме?» На примерах реальных жизненных случаев показывается, что причиной интернет-зависимостей являются нерешенные проблемы подростка в реальной жизни, в том числе, коммуникативные неудачи. Рассматривается проблема навязывания со стороны взрослых подростку той модели будущего, которую он не разделяет, которая приводит к подавлению его природных способностей. Обсуждаются вопросы, касающиеся тех подростков, которые составляют в Интернете группу риска, кем легко манипулировать в преступных целях, а также роль семейного воспитания в психической уязвимости подростка.

Делается предположение о том, что между миром подростков и миром аниме в нашей культуре должен быть посредник – психолог, который вместе с подростком будет не только решать его насущные психологические проблемы, но и проговаривать смысл тех событий, с которыми подросток может сталкиваться в аниме.

Ключевые слова: ролевые игры, подросток, аниме, суицид, психическое расстройство, посредник взрослый.