Доверие к себе – условие профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных организаций

Т.П. Скрипкина, зав. отделом прогнозирования и проектирования образовательных систем Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО, доктор психологических наук, профессор

Е.А. Ничипорюк, доцент кафедры дошкольного образования Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат психологических наук

Э.Ф. Алиева, руководитель Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО, кандидат педагогических наук

Аннотация. Целью работы стало изучение возможностей самореализации педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). Авторы статьи исходят из концептуальных положений о том, что высокий уровень доверия к себе является гарантией способности личности к саморазвитию и самоорганизации. Теоретически выделены типы личностно-профессиональной самореализации, в основе которых лежат разные уровни выраженности доверия к себе и разная степень значимости внутренней мотивации профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволил построить идеальную модель профессиональной самореализации педагога, включающую следующие показатели: высокий или средний уровни доверия к себе в профессиональной сфере, самоактуализации, удовлетворенность профессиональным выбором, удовлетворенность самореализацией в жизни в целом, приоритетность внутреннего мотива профессиональной деятельности. В эмпирической части исследования были использованы следующие диагностические методики: «Оценка доверия к себе» Т.П. Скрипкиной; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А.А. Реана); «Удовлетворенность избранной профессией» А.А. Реана (модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой); «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева; «Вопросник САМОАЛ» Н.Ф. Калины. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что наиболее полная самореализация возможна только в случае, когда человек удовлетворен одновременно профессиональной реализацией и реализацией жизни в целом. Эмпирические результаты также подтвердили предположение о том, что составляющими профессиональной самореализации педагогов ДОО являются значимость ценности самоактуализации в профессии, высокий уровень доверия к себе и значимость внутренней мотивации профессиональной сферы. Эмпирически подтверждено, что педагоги разных типов различаются мерой доверия к себе в профессиональной сфере. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые возможности самореализации личности в профессиональной сфере рассматриваются через уровень выраженности доверия к себе. Результаты исследования позволят прогнозировать изменения личности и профессиональной деятельности педагогов, определять направления наиболее эффективного сопровождения профессионального развития педагогов и моделировать программы повышения квалификации и развития личности педагогов ДОО.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, удовлетворенность профессиональной самореализацией, удовлетворенность жизнью в целом, доверие к себе, внутренняя мотивация, внешняя мотивация.