Был ли успешен переход на эффективный контракт в организациях профессионального образования Московской области?

П.В. Деркачев, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

А.К. Зиновьев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе колледжа «Коломна» (Московская обл.), выпускник магистерской программы «Управление образованием» Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Аннотация. Целью исследования стало сравнение условий труда, размера заработной платы и результатов труда педагогических работников образовательных организаций, которые перешли на эффективный контракт, по сравнению с педагогическими работниками организаций, которые не перешли на эффективный контракт. Объектом исследования выступали педагогические работники 83 образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), подведомственные Министерству образования Московской области. Для получения информации непосредственно от педагогических работников был использован метод социологического опроса. С помощью анкеты, включающей 31 вопрос, были опрошены 253 педагогических работника; из них 105 респондентов вошли в экспериментальную группу и 148 – в контрольную.

Результаты исследования показывают, что у педагогов, которые работают в организациях, перешедших на эффективный контракт, субъективная оценка собственного материального положения, ожидание будущих доходов, доверие к системе оплаты труда, оценка престижности учительской профессии выше, чем в организациях, не перешедших на эффективный контракт. Единственным параметром, который нельзя трактовать как однозначно позитивный результат, является повышение частоты оценки деятельности педагогов в организациях, внедривших эффективный контракт. Удалось также установить наличие умеренной связи между индивидуальным характером трудового договора и доверием педагогов к системе оплаты труда. Кроме того, была обнаружена умеренная связь между информированностью и доверием педагогов к системе оплаты труда.

Таким образом, можно рекомендовать внедрение эффективного контракта во всех организациях СПО Московской области, так как он положительно влияет на нематериальную мотивацию и материальное положение педагогических работников. Проведение дополнительных мероприятий по повышению информированности педагогов об эффективном контракте может привести к повышению доверия к нему.

Ключевые слова: эффективный контракт, среднее профессиональное образование, заработная плата, педагогические работники, мотивация.