Автономия учителей

М.Н. Кожевникова, ведущий научный сотрудник «Института управления образованием РАО» в Санкт-Петербурге, кандидат философских наук

Аннотация. Эффективность реформ в педагогическом образовании и в системе образования в целом зависит от понимания учителя в его (ее) педагогической деятельности со стороны теоретиков и политиков образования. Автор статьи ставит целью поднять проблему, казалось бы, очевидную, однако ускользнувшую от осмысления в теории и политике образования: отсутствие автономии учителя. Методология и методики исследования, сделанного с позиций философии образования, подразумевают обращение к критической теории, социально-философский и общефилософский анализ, а также включенное наблюдение и анализ письменных материалов – эссе педагогов.

В ходе описанного в статье исследования было прежде всего выявлено значение проблемы автономии учителей. Были раскрыты причины отсутствия этой автономии, которые связаны с «инструментальным разумом» и «менеджеристской парадигмой». Выяснена возможность и обоснована необходимость автономии учителя. Последняя представлена как подразумеваемая концептуальными основаниями современной педагогической модели. Применительно к вопросу о возможности автономии учителя в результате сделанного анализа были выявлены внешние условия автономии учителя (особый тип управления; процедуры оценивания; отношение к учителям в обществе, – и в связи с последним была подвергнута критике концепция «образования как услуги»), а также внутренние условия (профессиональная способность; самосознание учителя; педагогическая рефлексия).

Практическая значимость исследования исходит из предлагаемых решений проблемы отсутствия автономии учителя: это обоснованные автором разные формы «обучающегося педагогического сообщества»; особая модель педагогического образования; концепция «философии учителя».

Само введение проблематики автономии учителей в сферу философии образования отличается научной новизной (как на отечественном, так и на международном уровне). Кроме того, исследование вводит в научный оборот гипотезу о противостоянии «менеджеристской» и «собственно гуманитарной» парадигм. Также новизну представляет авторская концепция «учительской философии образования».

Ключевые слова: философия образования, автономия, «менеджеристская парадигма», синергетическая модель управления, субъектность, процедуры оценивания, педагогическое образование, «обучающееся сообщество».